Вступление к теме «О проекте нового устава ЛРУ»

 

Валерий Марценюк, ut8nv

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается фундаментальная работа одного из наших коллег Виктора Ивановича Панченко (UT2UQ) в части разработки нового Устава нашей радиолюбительской организации. Этот устав разработан в полном соответствии с требованиями нового законодательства Украины, касающегося деятельности общественных организаций в форме, так называемых, «громадських спилок». Форма организации «громадська спилка» наиболее полно соответствует возможности существования организации, в которую могут входить, как уже сформировавшиеся радиолюбительские организации в виде юридических лиц, так и отдельные физические лица.  

В то же время, предлагаемый подход к формированию организации нового типа практически полностью игнорируется существующим Исполкомом и президентом ЛРУ. Для тех, кто своей основной задачей видит собирание взносов и фактически бесконтрольное их расходование, не выгодно передавать какие-либо функции управления и самоорганизации на места. Им выгодно оставить функционирование ЛРу в виде «громадського обеднання», которое не предполагает наличия уже сформировавшихся самоуправляемых низовых организаций. Функционирование организации в виде «громадського обеднання» предполагает вертикаль управления сверху вниз через назначаемых (а не выборных, как сейчас) руководителей  низовых организаций в виде «видокремлених пидроздилив».

Исходя из сложившейся ситуации весьма актуальным на данном этапе (видимо после проведения очередной отчетно-выборной конференции) становится вопрос создания новой всеукраинской радиолюбительской организации, правовая основа функционирования которой предлагается вашему вниманию.    

 

 

 

О проекте нового устава ЛРУ

Виктор Панченко, UT2UQ

Уважаемые члены ЛРУ! Более полутора лет в ЛРУ невозможно ознакомится с полноценными проектами новых или обновленных уставов в соответствии с требованиями Закона Украины «Об общественных объединениях». Их практически нет. Причин много, но главная причина – отсутствие конкретного задания (и желания – примед.) со стороны руководства ЛРУ относительно разработки проекта. Решение Конференции ЛРУ 2012 (п. 16) создании рабочей группы по разработке проекта устава не придало этому процессу конкретики. Просьбы к руководству ЛРУ об определении этой конкретики не возымели должной реакции. Учитывая указанные проблемы, был вынужден добровольно отказаться от участия в рабочей группе Конференции по разработке проекта устава.

Однако пройден достаточно большой путь по освоению вопросов, связанных с деятельностью общественных объединений. Некоторые вопросы с моей помощью воплощены в практическую часть разных общественных объединений и их структурных подразделений. Проведена большая аналитическая работа, связанная с анализом позитива и негатива в деятельности ЛРУ, четко обозначены недостатки в деятельности, связанные с сегодняшним уставом, их причины и последствия. Отработана в достаточном объеме юридическая часть вопросов. Во всем этом помогали Вы, при обсуждениях, а иногда в жарких спорах. Совокупность перечисленных условий дала возможность разработать проект устава и к нему некоторые проекты нормативных документов. Считаю, что полученный мной опыт может быть полезен для дальнейшего развития и укрепления радиолюбительства. 

Как член ЛРУ, предлагаю для рассмотрения и обсуждения вариант проекта устава и некоторых сопутствующих к уставу нормативных документов. Возможно, Вы найдете в представленных проектах что-то полезное. Теперь эти наработки Ваши, совершенствуйте. Желательно начать изучение с пояснительной записки и затем по номерам документов. Готов, в меру  возможностей, ответить на вопросы.

                                                                      С уважением,  Виктор UT2UQ.

 

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту устава общественного объединения «Громадська спілкаВсеукраїнська Ліга радіоаматорства, аматорського зв’язку та радіоспорту” (сокращенное название: ГС «Всеукраїнська ліга радіоаматорів» або «ГС ВЛР» )

 

1. Законодательная база

Проект устава ГС ВЛР разработан в соответствии с требованиями Конституции Украины, Закона Украины «Об общественных объединениях», вступившего в силу с 01.01.2013 года, с учетом требований Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, законодательства в области бухгалтерского учета и налогового права, подзаконных актов Украины в области жизнедеятельности общественных объединений в Украине, имплементированных международных договоров, Регламента любительской радиосвязи Украины.

 

2. Организационно-правовая форма общественного объединения

За основу организационно-правовой формы общественного объединения ГС ВЛР принята:

2.1. Деятельность общественного объединения в качестве юридического лица частного права.

2.2. Деятельность общественного объединения в качестве «союза» общественных организаций на административных территориях Украины с индивидуальным членством в ГС ВЛР.

К 2.1). Деятельность в качестве юридического лица частного права дает возможность максимально использовать все права общественного объединения, предоставленные законодательством Украины с полноценным потенциалом участия в общественной жизни государства и представления его за рубежом, поддержания радиолюбительской деятельности, юридической (имущественной, неимущественной) защиты прав не только членов ГС ВЛР, но и всех радиолюбителей в Украине. Указанный статус позволяет использовать потенциал для дальнейшего развития общественного объединения путем получения дополнительных ресурсов как некоммерческой неприбыльной структуры без обложения налогов.

К 2.2). Деятельность в качестве «союза» позволяет сохранить традиции ранее созданных общественных радиолюбительских организаций со статусом юридических лиц на территориях (объединений, союзов, клубов и т.п.). Создается возможность усиления деятельности в интересах каждого радиолюбителя на территориях за счет дополнительного потенциала статуса юридических лиц, изложенных в п. 2.1. Предусматривается широкая возможность вовлечения молодежи (в рамках борьбы с негативными явлениями наркомании, бродяжничества, преступности и т.п., возможности дальнейшей учебы и трудоустройства) в радиолюбительское движение путем создания  молодежных организаций в ГС ВЛР, индивидуального участия молодежи с 18 лет с ГС ВЛР и с 14 лет в радиолюбительских организациях – членах ГС ВЛР.

В рамках «союз» используется устойчивый потенциал пресечения таких негативных явлений в деятельности общественного объединения как, «конфликт личных и общественных интересов», «авторитаризм», «узурпация власти», «преднамеренный развал структуры» путем создания делегированного контроля и участия в деятельности общественных организаций – членов ГС ВЛР. За счет дублирования ресурсных возможностей структурных подразделений ГС ВЛР (відокремлених підрозділів ГС ВЛР) и общественных организаций – членов ГС ВЛР создаются устойчивые условия для работы центрального и на административных территориях региональных QSL-бюро. Структура «союз» позволяет развивать и поддерживать спортивную составляющую радиолюбительства путем вхождения в члены ГС ВЛР унитарных спортивных общественных радиолюбительских организаций и федераций по отдельным и нескольким видам радиоспорта и тем самым выступать ГС ВЛР в качестве единой федерации радиоспорта в Украине с соответствующим использованием ресурсного потенциала государства.

2.3. Общественное объединение имеет статус «всеукраинского объединения», что позволяет осуществлять деятельность внутри Украины с получением государственной материальной поддержки (для статуса всеукраинского общественного объединения – минимальное число – 14 «відокремлених підрозділів», с названим «Філія ГС ВЛР в ____ области»).

 

3. Структура проекта устава

Структура проекта устава предусматривает 14 разделов, определенных Законом Украины «Об общественных объединениях». Новшествами проекта устава являются: четкое обозначение структуры ГС ВЛР и ее гибкость за счет возможности расширения или сокращения; порядок выборов первых руководящих лиц ГС ВЛР, руководителей филиалов ГС ВЛР и Ревизионной комиссии; конкретизированы полномочия, порядок проведения и принятия решений всеми выборными руководящими органами ГС ВЛР; порядок формирования повестки дня заседаний всех структур ГС ВЛР; порядок формирования бюджета и плана работы ГС ВЛР и их выполнения; порядок создания и права Филиалов ГС ВЛР; порядок отчетности и обжалования принятых решений; защиты прав членов ГС ВЛР; порядок решения конфликтных ситуаций (см. проект устава).

 

4. Организационная структура

Особое внимание уделено организационной структуре ГС ВЛР, в которой отражены такие традиционные моменты в радиолюбительстве, как «Штаб-квартира ГС ВЛР» (с бюро по основным направлениям постоянной деятельности: QSL-бюро, техническое бюро – коллективная радиостанция, РАС, информационное бюро, правовой поддержки, делопроизводство с организацией учета членов ГС ВЛР, Секретарь ГС ВЛР, бухгалтерия и т.д.). «Штаб-квартира ГС ВЛР» – это рабочий орган, создаваемый и функционирующий на постоянной основе в качестве ядра общественного объединения, который комплектуется, не зависимо от субъективного выбора остальных органов управления. Выборные органы управления предусматривают систему уравновешивания властных полномочий  

В состав органов управления входят: Конференция (высший орган управления ГС ВЛР); Координационный Совет ГС ВЛР (второй по значимости представительский орган управления), состоящий из руководителей общественных организаций – членов ГС ВЛР, выборных руководителей ГС ВЛР (Президент, Директор штаб-квартиры, вице-президенты, руководители комитетов, Секретаря ГС ВЛР и т.д.) и руководителей филиалов ГС ВЛР (филиал ГС ВЛРвідокремлені підрозділи ГС ВЛР); Исполнительный Совет ГС ВЛР – в качестве постоянно действующего исполнительного органа (Президент, Директор Штаб-квартиры, вице-президенты, руководители комитетов, Секретарь ГС ВЛР) - третий по значимости орган управления; комитеты и коллегии (по основным целям и направлениям деятельности ГС ВЛР): технического радиолюбительства, любительской радиосвязи, радиоспорта и т.д. Отдельным разделом определены полномочия делегированного контрольного органа – Ревизионной Комиссии ГС ВЛР. «Відокремлені підрозділи» ГС ВЛР имеют статус «филиалов» ГС ВЛР (в отличии от статуса «представительств»), как наиболее полной возможности реализации прав и полномочий в виде структурных подразделений ГС ВЛР на административных территориях.

 

5. Особенности проекта устава

Проект устава ГС ВЛР предусматривает разработку дополнительных внутренних нормативных документов - «подуставных актов», регулирующих деятельность общественного объединения. Такое построение проекта устава позволяет не загромождать устав более подробными инструкциями, положениями и функциональными обязанностями, и в то же время позволяет гибко регулировать деятельность внутренними нормативными документами ГС ВЛР без внесения изменений в основной текст устава с последующей процедурой их регистрации в Регистрационной службе МЮ. Тем самым появляется возможность: с одной стороны – уйти от длительной и довольно хлопотной процедуры голосования всеми членами ГС ВЛР изменений в устав (некоторые изменения не возможно внести после первичного принятия текста устава) с платной регистрацией изменений в устав и расходованием денежных средств, времени; а с другой стороны – постоянно совершенствовать деятельность ГС ВЛР за счет внесения изменений во внутренние нормативные документы в случае возникновения необходимости совершенствования своей деятельности и выявления некоторых недочетов в организации работы отдельных органов управления ГС ВЛР.

К таким внутренним нормативным документам относятся: Регламент проведения Конференции ГС ВЛР; Положение о Ревизионной комиссии ГС ВЛР; Положение о филиалах ГС ВЛР; Положение о Комитетах и Комиссиях ГС ВЛР; Положения о Штаб-квартире ГС ВЛР и ее структурных подразделениях; Положения о централизованном и региональном учете физических и юридических лиц -  членов ГС ВЛР; Положения о порядке разработки бюджета и планов деятельности ГС ВЛР; Положения о делопроизводстве в ГС ВЛР; Положения об обращении граждан в ГС ВЛР; Функциональных обязанностях работников ГС ВЛР, принятых в штат и на работу, и т.д.

 

6. Особенности перехода (совершенствования) ГО ЛРУ в ГС ВЛР

В соответствии с Законом Украины «Об общественных объединениях», письменных разъяснений Укргосреестра Украины (ответ-письмо от 07.02.2013 № 75/19-14-8) и Соломенского управления юстиции ГУ Юстиции г. Киева (где находится регистрационное наблюдательное дело ЛРУ) на сегодняшний день ЛРУ имеет организационно-правовую форму «громадська організація (ГО)».

Таким образом, ЛРУ является унитарной общественной организацией в виде юридического лица частного права, в составе которого в течение пяти лет (реально 3,5 лет) обязаны быть ликвидированы (а кто имеет статус отдельного юридического лица - исключены) все члены ЛРУ в виде юридических лиц, уведомителей. Также должны быть исключены из коллективных членов ЛРУ все юридические и неюридические общественные организации. Таким образом, ЛРУ обязано очиститься от всех организаций, ранее входящих в ее состав (областных, региональных и коллективных членов ЛРУ). Кроме того, для достижения статуса «всеукраинской организации» должны быть созданы новые структурные подразделения в виде «відокремлених підрозділів». Соответственно обязаны быть внесены существенные изменения в старый устав ЛРУ, которые в корне меняют структуру и принципы деятельности ЛРУ.

Указанные преобразования требуют коренных изменений, которые равносильны преобразованию ЛРУ в ГС ВЛР. Однако за счет преобразования в ГС ВЛР появляется существенная возможность развития общественного объединения (см. п. 2 данной Пояснительной записки), т.к. организационно-правовая форма «организация (ГО)» несет в себе высокие риски застоя в дальнейшем развитии деятельности объединения, усугубляет риски возникновения системы развития «конфликта личных и общественных интересов», «авторитаризма», «узурпации власти», кратно уменьшает возможности юридической защиты и развития каждого радиолюбителя на административных территориях и, самое существенное – отсекает развитие радиоспорта и пребывание на законних основаних в виде «национального объединения» членства в международной организации IARU (см. статью  приложение 10).

 

Возможным переходом ЛРУ в ГС ВЛР может быть такой путь, который соответствует Закону Украины «Об общественных объединениях» и разъяснительных писем из МЮ Украины:

 

1. В период проведения Конференции ЛРУ двумя или более основателями – руководителями независимых, не являющимися по закону структурными подразделениями ЛРУ – юридическими лицами частного права (таких сейчас согласно документов и Госреестра есть до 5 радиолюбительских организаций) создается общественный союз: ГС ВЛР. Это правопреемник ЛРУ. Принимается устав и выбирается лицо, уполномоченное провести регистрацию ГС ВЛР (возможно потенциальный Президент ГС ВЛР, хотя и не обязательно он будет в дальнейшем Президентом). 

 

2. На Конференции ЛРУ на основании свободной воли делегатов и в соответствии с требованиями р. 8 и п. 5.8. сегодняшнего устава ЛРУ принимается решение о прекращении деятельности ЛРУ, с передачей всех активов и дел правопреемнику – ГС ВЛР.

 

3. На основании устава ГС ВЛР желающие физические и юридические лица вступают в ГС ВЛР, проводится Конференция, на которой выбираются руководители и руководящие органы ГС ЛРУ, внутренние нормативные документы ГС ВЛР.

 

4. Ликвидационная комиссия ЛРУ передает все активы и дела правопреемнику – ГС ВЛР и подает окончательные документы о прекращении деятельности ЛРУ.

 

Полный текст Устава находится по адресу: www.radioinform.vn.ua/attach/ustav.doc

 

  Рейтинг@Mail.ru