Вступление к теме «О проекте нового устава ЛРУ»
Валерий Марценюк,
ut8nv
Уважаемые коллеги! Вашему
вниманию предлагается фундаментальная работа одного из наших коллег Виктора Ивановича Панченко (UT2UQ) в части разработки нового
Устава нашей радиолюбительской организации. Этот устав разработан в полном соответствии
с требованиями нового законодательства Украины, касающегося деятельности
общественных организаций в форме, так называемых, «громадських
спилок». Форма организации «громадська спилка»
наиболее полно соответствует возможности существования организации, в которую
могут входить, как уже сформировавшиеся радиолюбительские организации в виде
юридических лиц, так и отдельные физические лица.
В то же время,
предлагаемый подход к формированию организации нового типа практически
полностью игнорируется существующим Исполкомом и
президентом ЛРУ. Для тех, кто своей основной задачей
видит собирание взносов и фактически бесконтрольное их расходование, не выгодно
передавать какие-либо функции управления и самоорганизации на места. Им выгодно
оставить функционирование ЛРу в виде «громадського обеднання», которое
не предполагает наличия уже сформировавшихся самоуправляемых низовых
организаций. Функционирование организации в виде «громадського
обеднання» предполагает вертикаль управления сверху
вниз через назначаемых (а не выборных, как сейчас) руководителей низовых организаций в виде «видокремлених пидроздилив».
Исходя из сложившейся
ситуации весьма актуальным на данном этапе (видимо после проведения очередной
отчетно-выборной конференции) становится вопрос создания новой всеукраинской радиолюбительской
организации, правовая основа функционирования которой предлагается вашему
вниманию.
О проекте нового устава ЛРУ
Виктор Панченко, UT2UQ
Уважаемые члены ЛРУ!
Более полутора лет в ЛРУ невозможно ознакомится с
полноценными проектами новых или обновленных уставов в соответствии с
требованиями Закона Украины «Об общественных объединениях». Их практически нет.
Причин много, но главная причина – отсутствие конкретного задания (и желания –
прим.ред.) со стороны руководства ЛРУ
относительно разработки проекта. Решение Конференции ЛРУ
2012 (п. 16) создании рабочей группы по разработке проекта устава не придало этому
процессу конкретики. Просьбы к руководству ЛРУ об
определении этой конкретики не возымели должной реакции. Учитывая указанные
проблемы, был вынужден добровольно отказаться от участия в рабочей группе
Конференции по разработке проекта устава.
Однако пройден достаточно большой путь по
освоению вопросов, связанных с деятельностью общественных объединений.
Некоторые вопросы с моей помощью воплощены в практическую часть разных
общественных объединений и их структурных подразделений. Проведена большая
аналитическая работа, связанная с анализом позитива и негатива в деятельности ЛРУ, четко обозначены недостатки в деятельности, связанные
с сегодняшним уставом, их причины и последствия. Отработана в достаточном
объеме юридическая часть вопросов. Во всем этом помогали Вы, при обсуждениях, а
иногда в жарких спорах. Совокупность перечисленных условий дала возможность
разработать проект устава и к нему некоторые проекты нормативных документов.
Считаю, что полученный мной опыт может быть полезен для дальнейшего развития и
укрепления радиолюбительства.
Как член ЛРУ,
предлагаю для рассмотрения и обсуждения вариант проекта устава и некоторых
сопутствующих к уставу нормативных документов. Возможно, Вы найдете в
представленных проектах что-то полезное. Теперь эти наработки Ваши,
совершенствуйте. Желательно начать изучение с пояснительной записки и затем по
номерам документов. Готов, в меру
возможностей, ответить на вопросы.
С уважением, Виктор UT2UQ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту устава
общественного объединения «Громадська спілка “Всеукраїнська Ліга радіоаматорства, аматорського зв’язку та радіоспорту” (сокращенное название: ГС «Всеукраїнська ліга радіоаматорів» або «ГС ВЛР» )
1. Законодательная база
Проект устава ГС ВЛР
разработан в соответствии с требованиями Конституции Украины, Закона Украины
«Об общественных объединениях», вступившего в силу с 01.01.2013 года, с учетом
требований Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, законодательства в
области бухгалтерского учета и налогового права, подзаконных актов Украины в
области жизнедеятельности общественных объединений в Украине,
имплементированных международных договоров, Регламента любительской радиосвязи
Украины.
2. Организационно-правовая форма общественного
объединения
За основу
организационно-правовой формы общественного объединения ГС
ВЛР принята:
2.1. Деятельность
общественного объединения в качестве юридического лица частного права.
2.2. Деятельность
общественного объединения в качестве «союза» общественных организаций на
административных территориях Украины с индивидуальным членством в ГС ВЛР.
К 2.1). Деятельность в качестве юридического лица частного права
дает возможность максимально использовать все права общественного объединения,
предоставленные законодательством Украины с полноценным потенциалом участия в
общественной жизни государства и представления его за рубежом, поддержания
радиолюбительской деятельности, юридической (имущественной, неимущественной)
защиты прав не только членов ГС ВЛР,
но и всех радиолюбителей в Украине. Указанный статус позволяет использовать
потенциал для дальнейшего развития общественного объединения путем получения
дополнительных ресурсов как некоммерческой неприбыльной структуры без обложения
налогов.
К 2.2). Деятельность в качестве «союза» позволяет сохранить
традиции ранее созданных общественных радиолюбительских организаций со статусом
юридических лиц на территориях (объединений, союзов, клубов и т.п.). Создается
возможность усиления деятельности в интересах каждого радиолюбителя на
территориях за счет дополнительного потенциала статуса юридических лиц,
изложенных в п. 2.1. Предусматривается
широкая возможность вовлечения молодежи (в рамках борьбы с негативными
явлениями наркомании, бродяжничества, преступности и т.п., возможности
дальнейшей учебы и трудоустройства) в радиолюбительское движение путем
создания молодежных организаций в ГС ВЛР, индивидуального участия
молодежи с 18 лет с ГС ВЛР
и с 14 лет в радиолюбительских организациях – членах ГС
ВЛР.
В рамках «союз»
используется устойчивый потенциал пресечения таких негативных явлений в
деятельности общественного объединения как, «конфликт личных и общественных
интересов», «авторитаризм», «узурпация власти», «преднамеренный развал
структуры» путем создания делегированного контроля и участия в деятельности
общественных организаций – членов ГС ВЛР. За счет дублирования ресурсных возможностей
структурных подразделений ГС ВЛР
(відокремлених підрозділів
ГС ВЛР) и общественных
организаций – членов ГС ВЛР
создаются устойчивые условия для работы центрального и на административных
территориях региональных QSL-бюро. Структура «союз» позволяет развивать и
поддерживать спортивную составляющую радиолюбительства путем вхождения в члены ГС ВЛР унитарных спортивных
общественных радиолюбительских организаций и федераций по отдельным и
нескольким видам радиоспорта и тем самым выступать ГС
ВЛР в качестве единой федерации радиоспорта в Украине
с соответствующим использованием ресурсного потенциала государства.
2.3. Общественное
объединение имеет статус «всеукраинского объединения», что позволяет
осуществлять деятельность внутри Украины с получением государственной
материальной поддержки (для статуса всеукраинского общественного объединения –
минимальное число – 14 «відокремлених підрозділів», с названим «Філія ГС ВЛР в ____ области»).
3. Структура проекта устава
Структура проекта
устава предусматривает 14 разделов, определенных Законом Украины «Об
общественных объединениях». Новшествами проекта устава
являются: четкое обозначение структуры ГС ВЛР и ее гибкость за счет возможности расширения или
сокращения; порядок выборов первых руководящих лиц ГС
ВЛР, руководителей филиалов ГС
ВЛР и Ревизионной комиссии; конкретизированы
полномочия, порядок проведения и принятия решений всеми выборными руководящими
органами ГС ВЛР; порядок
формирования повестки дня заседаний всех структур ГС ВЛР; порядок формирования бюджета и плана работы ГС ВЛР и их выполнения; порядок
создания и права Филиалов ГС ВЛР;
порядок отчетности и обжалования принятых решений; защиты прав членов ГС ВЛР; порядок решения
конфликтных ситуаций (см. проект устава).
4. Организационная структура
Особое внимание уделено организационной
структуре ГС ВЛР, в которой
отражены такие традиционные моменты в радиолюбительстве, как «Штаб-квартира ГС ВЛР» (с бюро по основным направлениям
постоянной деятельности: QSL-бюро, техническое
бюро – коллективная радиостанция, РАС, информационное бюро, правовой поддержки,
делопроизводство с организацией учета членов ГС ВЛР, Секретарь ГС ВЛР, бухгалтерия и т.д.). «Штаб-квартира ГС ВЛР» – это рабочий орган,
создаваемый и функционирующий на постоянной основе в качестве ядра
общественного объединения, который комплектуется, не зависимо от субъективного
выбора остальных органов управления. Выборные органы управления предусматривают
систему уравновешивания властных полномочий
В состав органов
управления входят: Конференция (высший орган управления ГС
ВЛР); Координационный Совет ГС
ВЛР (второй по значимости представительский орган
управления), состоящий из руководителей общественных организаций – членов ГС ВЛР, выборных руководителей ГС ВЛР (Президент, Директор штаб-квартиры,
вице-президенты, руководители комитетов, Секретаря ГС
ВЛР и т.д.) и руководителей филиалов ГС ВЛР (филиал ГС ВЛР – відокремлені
підрозділи ГС ВЛР); Исполнительный Совет ГС ВЛР – в качестве постоянно
действующего исполнительного органа (Президент, Директор Штаб-квартиры,
вице-президенты, руководители комитетов, Секретарь ГС
ВЛР) - третий по значимости орган управления;
комитеты и коллегии (по основным целям и направлениям деятельности ГС ВЛР): технического
радиолюбительства, любительской радиосвязи, радиоспорта и т.д. Отдельным
разделом определены полномочия делегированного контрольного органа –
Ревизионной Комиссии ГС ВЛР.
«Відокремлені підрозділи» ГС ВЛР имеют статус «филиалов» ГС ВЛР (в отличии от статуса «представительств»), как наиболее полной
возможности реализации прав и полномочий в виде структурных подразделений ГС ВЛР на административных
территориях.
5. Особенности проекта устава
Проект устава ГС ВЛР предусматривает разработку
дополнительных внутренних нормативных документов - «подуставных
актов», регулирующих деятельность общественного объединения. Такое построение
проекта устава позволяет не загромождать устав более подробными инструкциями,
положениями и функциональными обязанностями, и в то же время позволяет гибко
регулировать деятельность внутренними нормативными документами ГС ВЛР без внесения изменений в
основной текст устава с последующей процедурой их регистрации в Регистрационной
службе МЮ. Тем самым появляется возможность: с одной стороны – уйти от
длительной и довольно хлопотной процедуры голосования всеми членами ГС ВЛР изменений в устав
(некоторые изменения не возможно внести после первичного принятия текста
устава) с платной регистрацией изменений в устав и расходованием денежных
средств, времени; а с другой стороны – постоянно совершенствовать деятельность ГС ВЛР за счет внесения изменений
во внутренние нормативные документы в случае возникновения необходимости
совершенствования своей деятельности и выявления некоторых недочетов в
организации работы отдельных органов управления ГС ВЛР.
К таким внутренним
нормативным документам относятся: Регламент проведения
Конференции ГС ВЛР;
Положение о Ревизионной комиссии ГС ВЛР; Положение о филиалах ГС ВЛР; Положение о Комитетах и Комиссиях ГС
ВЛР; Положения о Штаб-квартире ГС
ВЛР и ее структурных подразделениях; Положения о
централизованном и региональном учете физических и юридических лиц - членов ГС ВЛР; Положения о порядке разработки бюджета и планов
деятельности ГС ВЛР;
Положения о делопроизводстве в ГС ВЛР;
Положения об обращении граждан в ГС ВЛР; Функциональных обязанностях работников ГС ВЛР, принятых в штат и на
работу, и т.д.
6. Особенности перехода (совершенствования) ГО
ЛРУ в ГС ВЛР
В соответствии с
Законом Украины «Об общественных объединениях», письменных разъяснений Укргосреестра Украины (ответ-письмо от 07.02.2013 №
75/19-14-8) и Соломенского управления юстиции ГУ Юстиции г. Киева (где находится регистрационное
наблюдательное дело ЛРУ) на сегодняшний день ЛРУ имеет организационно-правовую форму «громадська організація (ГО)».
Таким образом, ЛРУ является унитарной общественной организацией в виде
юридического лица частного права, в составе которого в течение пяти лет
(реально 3,5 лет) обязаны быть ликвидированы (а кто имеет статус отдельного
юридического лица - исключены) все члены ЛРУ в виде
юридических лиц, уведомителей. Также должны быть исключены из коллективных
членов ЛРУ все юридические и неюридические
общественные организации. Таким образом, ЛРУ обязано
очиститься от всех организаций, ранее входящих в ее состав (областных,
региональных и коллективных членов ЛРУ). Кроме того,
для достижения статуса «всеукраинской организации» должны быть созданы новые
структурные подразделения в виде «відокремлених підрозділів». Соответственно
обязаны быть внесены существенные изменения в старый устав ЛРУ,
которые в корне меняют структуру и принципы деятельности ЛРУ.
Указанные
преобразования требуют коренных изменений, которые равносильны преобразованию ЛРУ в ГС ВЛР.
Однако за счет преобразования в ГС ВЛР появляется существенная возможность развития
общественного объединения (см. п. 2 данной Пояснительной записки), т.к.
организационно-правовая форма «организация (ГО)» несет в себе высокие риски
застоя в дальнейшем развитии деятельности объединения, усугубляет риски
возникновения системы развития «конфликта личных и общественных интересов»,
«авторитаризма», «узурпации власти», кратно уменьшает возможности юридической
защиты и развития каждого радиолюбителя на административных территориях и, самое существенное – отсекает развитие
радиоспорта и пребывание на законних основаних в виде «национального объединения» членства в
международной организации IARU (см. статью приложение 10).
Возможным переходом ЛРУ
в ГС ВЛР может быть такой
путь, который соответствует Закону Украины «Об общественных объединениях» и
разъяснительных писем из МЮ Украины:
1. В период проведения Конференции ЛРУ двумя или более основателями – руководителями независимых,
не являющимися по закону структурными подразделениями ЛРУ
– юридическими лицами частного права (таких сейчас согласно
документов и Госреестра есть до 5
радиолюбительских организаций) создается общественный союз: ГС
ВЛР. Это правопреемник ЛРУ.
Принимается устав и выбирается лицо, уполномоченное провести регистрацию ГС ВЛР (возможно потенциальный
Президент ГС ВЛР, хотя и не
обязательно он будет в дальнейшем Президентом).
2. На Конференции ЛРУ
на основании свободной воли делегатов и в соответствии с требованиями р. 8 и п.
5.8. сегодняшнего устава ЛРУ принимается решение о
прекращении деятельности ЛРУ, с передачей всех
активов и дел правопреемнику – ГС ВЛР.
3. На основании устава ГС
ВЛР желающие физические и юридические лица вступают в
ГС ВЛР, проводится
Конференция, на которой выбираются руководители и руководящие органы ГС ЛРУ, внутренние нормативные
документы ГС ВЛР.
4. Ликвидационная комиссия ЛРУ передает все активы и дела правопреемнику – ГС ВЛР и подает окончательные
документы о прекращении деятельности ЛРУ.
Полный текст Устава находится по адресу:
www.radioinform.vn.ua/attach/ustav.doc